Общая характеристика понятий по теме исследования
Непрерывное подкрепление предполагает, что оно следует за каждым действием. При постоянном применении это обеспечивает высокую результативность, но приводит к раннему насыщению потребностей и гашению поведения или его изменению, когда стимулы прекращаются.
Перемежающееся подкрепление - стимул следует не за всеми результатами, а через строго определенное их число. Оно дает хороший стабильный эффект в условиях часто и регулярно повторяющихся действий.
При переменном подкреплении стимулирование происходит разное число результатов. Оно способно привести к сильной постоянной реакции и устойчиво к гашению.
Подкрепление с фиксированным интервалом означает, что стимулирование происходит за первым результатом по истечении определенного времени. Оно приводит к устойчивой реакции: медленной и слабой - после стимулирующего воздействия, быстрой и сильной - непосредственно перед ним.
Подкрепление с переменным интервалом предполагает, что стимулирующее действие следует за первым результатом по истечении случайного отрезка времени. За ним следует сильная, постоянная, устойчивая к гашению реакция.
Эффективное подкрепление должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, чем оно связано, и как ему быть дальше.
Итоговое вознаграждение (наказание) связывается с достигнутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад сотрудника, быть справедливым, создавать у него стремление в будущем работать еще лучше.
Нужно иметь в виду, что на одинаковые стимулы разные люди реагируют неодинаково и с различной степенью заинтересованности, а одни и те же результаты могут быть получены и за счет вознаграждения, и за счет наказания. Любое реформирование стимулирующих труд факторов не принесет желаемых результатов, если не будет учитывать поведенческую реакцию на них человека.
Несмотря на близость и соотносимость понятий «мотив труда» и «стимул труда», представляется необходимым различать их.
Мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, стимул - сами блага. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов. Стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном между потребностью и стимулом.
Стимул может и не перерасти в мотив, если он требует от человека невозможных или непредсказуемых действий, он должен быть более или менее осознан и принят работником.
Мотивация как стратегия преодоления кризиса труда основана на долговременном воздействии на ценности и интересы работника в целях их изменения и приближения к стратегическим целям организации. Стимулирование же, как тактика решения данной проблемы, ориентировано на фактическую структуру ценностей и интересов работника.
Таким образом, стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это средство, с помощью которого может осуществляться мотивирование.