Корпоративные информационные системы
Выше мы уже говорили о тенденции CRM .Продолжаются «гонки по вертикали» поставщиков ERP-решений на рынке CRM. Причиной повышенного внимания стали быстрые темпы роста рынка CRM-решений, значительно превышающие темпы роста ERP-сектора. По данным AMR Research, в 2005 темпы роста рынка ERP-систем составили около 4,8%. В то же время, аналитики AMR Research отмечают, что рынок CRM-решений вырос с $4,4 млрд. в 2004 до $4,8 млрд. в 2005, что соответствует 9% росту. При этом рынок решений «On Demand» вырос в 2005 году на 40%, а сегмент решений для малого и среднего бизнеса - на 12%. Это привлекает на рынок CRM крупных игроков, желающих расширить пакет предложений в сфере корпоративного программного обеспечения. Следует отметить, что развитие идет преимущественно по экстенсивному пути. То есть, поставщики ERP-решений, опасаясь давления конкуренции в сегменте корпоративного ПО и стремясь расширить финансовые потоки, усиливают свои позиции на рынке CRM-решений путем приобретения разработчиков и заключения лицензионных соглашений. Примером этой тенденции стало поглощение Oracle крупнейшего поставщика CRM-решений Siebel Systems, а также приобретение Epiphany компанией SSA Global.
Шансы для стандартных ERP-систем на мировом рынке аналитики Gartner видят в развитии концепции веб-ориентированных систем, и даже вводят специальный термин для обозначения новой тенденции - ERP II. Хотя функциональность ERP II принципиально близка уровню современных ERP-систем, эта концепция ERP II более эффективно использовать потенциал системы, в том числе, и за счет интегрированных функций апгрейда программного обеспечения, управления лицензиями и других возможностей. Кроме того, рынок заговорил о «коллаборации» - объединения в ERP II возможностей оптимизации внутренних управленческих процессов и внешних, выходящих за рамки отдельно взятого предприятия. Такой подход имеет больший потенциал развития, - за счет расширенной функциональности ERP-система легко масштабируется, вне зависимости от размера предприятия или числа предприятий в системе. Это может стать серьезным фактором конкуренции для ERP-систем на рынке, вопрос только в ценовой политике поставщиков.
Другой тенденцией, угрожающей рынку ERP-систем, является быстрое развитие и распространение сервисно-ориентированной архитектуры (SОА), основным достоинством которой является возможность интеграции разрозненных программных решений. Сервисно-ориентированная архитектура позволяет минимизировать издержки, создавая оптимальный базис для поддержки управленческих решений, не требуя создания монолитной архитектуры. Прогнозировать, насколько развитие SОА повлияет на развитие существующих корпоративных решений, довольно сложно. Аналитики уверены, что SОА знаменует собой если не закат, то существенное сокращение рынка ERP-систем, прежде всего, за счет постепенного отмирания стереотипа о том, что приобретение единой ERP-системы позволяет избавиться от последствий «лоскутной автоматизации» и таким образом, оптимизировать издержки.
Развитие SОА позволит, как минимум, выбирать наиболее оптимальные для конкретных сегментов или ниш решения, не заботясь о совместимости приобретенных продуктов, что должно довольно сильно сказаться на экономических моделях ведущих вендоров. Вероятнее всего, рынок SОА ожидает волна слияний и поглощений, как это происходит в других сегментах ИТ-рынка, хотя принцип организации сервисно-ориентированных платформ оставляет гораздо больше шансов независимым игрокам. Сейчас SОА используется в качестве интеграционной платформы, объединяющей существующее на предприятии множество «обрывочных» систем, например, унаследованных при поглощении компаний. Практически все ERP-системы в настоящее время ориентированы на работу с SОА или переводятся на нее. Часть поставщиков ERP-систем, такие как IBM, SAP, Microsoft, Oracle, предпочитают разрабатывать собственные платформы, другие создают решения на базе уже готовых платформ.