Корпоративные информационные системы
Рис.3 Развитие концепции ERP из стандарта MRP II
Предложенная в 2000 году аналитиками Gartner Group концепция систем ERP II
в своей основе содержат идею выхода за рамки задач по оптимизации и автоматизации процессов внутри предприятия, присущих концепции ERP. Новая парадигма предполагает более глубокую и богатую модель взаимодействия между компаниями. Позволяет предприятию "разделять" свою информацию и на этой основе сотрудничать с другими компаниями в рамках совместной коммерции.
Используемые в составе ERP II средства электронного бизнеса являются своего рода "клеем", объединяющим предприятия в глобальной экономике. Концепция ERP II позволяет работать в рамках электронного бизнес сообщества.
Общая схема систем ERP II представлена на рисунке 4. Системы ERP II вобрали в себя и объединили все основные выделенные к этому моменту типы корпоративных приложений:
· систему планирования ресурсов предприятия ERP в прежнем понимании этого термина,
· систему управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relation Management),
· систему управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management),
· средства аналитики и поддержки принятия решений BI (Business Intelligence),
· систему управления данными IMS (Information Management System) для интеграции всех компонентов,
· средства электронной коммерции и взаимодействия через Интернет e-commerce.
На схеме, представленной на рисунке 4, изображения отдельных элементов частично накладываются друг на друга. Это связано с тем, что функции отдельных систем частично пересекаются.
Рис. 4 Общая схема системы ERP II
КИС и Internet- технологии.
Internet/Intranet-технологии. Какие преимущества? Какие недостатки?
Начнем с наиболее интересных возможностей, которые открывает использование Internet/Intranet-технологий в качестве базиса для построения КИС. В последнее время одним из наиболее развивающихся направлений управления бизнесом является концепция CRM (Customer Relationship Management). Это в первую очередь связано с тем, что в настоящее время конкурентная борьба наиболее активно развивается в области управления качеством. Причем под качеством подразумевается не просто качество изготовления конкретного вида продукции, а качество обслуживания ее потребителей. Понятие качественного обслуживания включает в себя контроль собственно качества продукции, различные схемы гарантийного и постгарантийного обслуживания в течение всего жизненного цикла, внесение изменений в конструкцию, на основании пожеланий потребителей и т.д. На данный момент рамки понятия CRM довольно размыты и аморфны, и наиболее структуризирована схожая концепция CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), являющаяся частью маркетинговой политики компании Symix (представитель в России компания СОКАП )
Основной проблемой реализации подобной стратегии в рамках КИС является тот факт, что большинство данных, с которыми работает информационная система относятся к операционной деятельности в узких рамках самой компании, и накопление и анализ всесторонних данных о круге потребителей представляет собой задачу, выходящую из этих рамок. Так как же все таки наладить процесс удобного и эффективного обмена актуальной информацией с потребителями?
Internet/Intranet технологии и технологическая эволюция корпоративных информационных систем
Полнофункциональное виртуальное представительство компании в Internet
Использование технологий Internet при построении КИС открывают еще одну интересную возможность. С их помощью любая компания может организовать в Internet полнофункциональное виртуальное представительство.
Во многих компаниях по всему миру уже существует сервис ввода заказов на продукцию через Internet. Одной из первых этот сервис предоставила компания Cisco Systems сделав существенно повысив уровень качества обслуживания своих потребителей.