Потребность формирования высоких духовно-нравственных качеств государственных служащих
В современной социальной философии, как и вообще в философской мысли, проблемы духовности, духовно-нравственных и других ценностей имеют актуальное значение не только в теории, но и в этносоциальной практике. Они особенно остро выражаются в современной России, которой предстоит найти свой путь и достойное место в мировом сообществе народов, преодолевая свой социально-экономический и духовно-нравственный кризис, а также негативные последствия недавнего тоталитарного прошлого.
В условиях становления гражданского общества и рыночных отношений в Российской Федерации недооценка демократических ценностей в стране порождает порой негативные процессы, выражающиеся в забвении традиционных духовно-нравственных ценностей некоторой частью молодёжи, в росте преступности, в проявлениях ксенофобии и русофобии. Здесь следует подчеркнуть, что свободный, но социально невоспитанный «дух индивидуализма», эгоизм и без духовность среди молодёжи вырываются на поверхность российской действительности, отбрасывая на своём пути вековую мудрость поколений, девальвируя такие высокие духовно-нравственные ценности как честь, совесть, долг, уважение к человеческому достоинству и другие. Это, по словам Л.П.Буевой, порождает опасность антропологического кризиса в обществе и создаёт отчетливо выраженную угрозу для социальной духовной безопасности нашей страны.
Данное обстоятельство требует от всего российского общества и каждого россиянина, и в особенности, от государственного служащего, «выработать» чёткое представление о человеке как духовно-нравственной личности, о смысле его жизнедеятельности и социальной ответственности. Время требует поиска высоких гуманистических и нравственных ценностных оснований в реализации целей формирования, развития и воспитания такой личности. Соответствующими базовыми основаниями являются, на наш взгляд, духовно-нравственные ценности, определяющие регулятивную функцию оцениваемых явлений отношениями между добром и злом.
В понимании структуры духовного мира человека, если следовать логике работ А.И. Арнольдова, И.Д. Кузнецовой, С.Л. Франка, и других, можно выделить следующие основные элементы, родовые понятия «дух», «душа» и их производные - «духовное» и «душевное». Так, крупнейший исследователь по социальной философии С. Л. Франк, указывая на неоднородность внутреннего мира человека, пишет в своей работе «Духовные основы общества», что в этом мире проявляются переживания или чувства «периферического», «внешнего» типа, связанные с физическим ощущением удовольствия, горечи, страха и тому подобное. Но, в то же время, имеются глубинные переживания, более полно выражающие природу человеческого существа. С.Л. Франк при этом определяет переживания первого рода как душевные, вторые - как духовные. О роли и значении душевного и духовно-нравственного в жизнедеятельности человека, в практическом освоении им действительности пишет и В.Г. Федотова в своей монографии «Практическое и духовное освоение действительности».
Рассматривая природу и происхождение духовности, духовно-нравственных ценностей Ю.П. Вяземский, П.М. Ершов, А.М. Коршунов, и П.В. Симонов указывают на дух и душу человека как феномены его внутреннего мира, на духовно-нравственный критерий как оценочное основание человеческой деятельности. Более широкое толкование духовности дает А.И. Арнольдов. Он считает, что духовность - это способность переводить универсум внешнего бытия на внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себе тождественность человека, его свобода перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счёте, приводит к соединению образа мира с нравственными законами личности.