Потребность формирования высоких духовно-нравственных качеств государственных служащих
При рассмотрении духовно-нравственных ценностей А.М. Коршунов утверждает, что для индивида ценностно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию. Мы полагаем, что он прав, обратив внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. Ценность, по его мнению, представляет собой положительную значимость или функцию тех или иных явлений в системах общественно-исторической деятельности человека. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Ценностным является всё то, что включается в общественный прогресс, служит ему.
В основе духовно-нравственных ценностей находится нравственное сознание, которое имеет свою структуру, где выделяются нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей, затем, аккумулируясь, превращаются во внутренние их убеждения, чувства и идеалы. Так они формируют поведение личности и определяют оценку её поступка.
Формирование ценностного сознания человека на уровне общества и личности представляет собой некоторую совокупность установок и ориентаций на общественные ценности - идеалы, нормы, обычаи, традиции, и т.д. Содержание ценностного сознания человека определяется многими факторами, среди которых главную роль играют духовно-нравственные ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодня в нашем обществе является выработка социально одобряемых мировоззренческих, политических и нравственных убеждений и действий, чувства патриотизма и интернационализма, толерантности у широких слоёв населения. Это и есть то, что называется системой ценностных ориентаций человека как личности.
Характер ценностных ориентаций во многом зависит, в какой мере человек может распорядиться своими способностями, насколько правильно сможет подчинить свой разум, потребности интересам общества и согласовать свои действия со сложившейся реальной действительностью в стране.
Христианская этика базировалась на достижениях более ранних этических систем. Так, известное нравственное правило «Не делай человеку того, чего не желаешь себе» вошло в канон христианской этики наравне с заповедями Нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианская этика в этом смысле обогатила основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Все это предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние - нравственности. Но это вовсе не означало отказа от своих убеждений. В этом плане в христианстве ставится вопрос о моральном праве на осуждение: «Не судите, да не судимы будете».
Ядром средневековой этики становятся христианские этические ценности, прежде всего, добро и зло. У Аврелия Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все, сотворенное Богом, причастно к идее абсолютного добра. В процессе воплощения этой идеи в материальном количество добра убывает, и вещь в результате всегда является менее совершенна, чем ее идея. Этика позднего средневековья (Фома Аквинский) связывает категории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы воли, которая соотносится с разумом и божественной благодатью. Цель человека, по Аквинскому, - достижение абсолютного блага, а обладание таким благом есть счастье. Наряду с этой высшей целью человек может стремиться и к другим целям.