Потребность формирования высоких духовно-нравственных качеств государственных служащих
Дальнейший этап в осмыслении духовно-нравственных ценностей и формирования этики связан с периодом Нового времени (Б. Спиноза, Д. Юм и др.), эпохой Просвещения (Ж.Ж. Руссо и др.), немецкой и русской философией XIX и начала XX века. Так, например, яркий представитель философии Нового времени голландский мыслитель Б. Спиноза пытается создать без религиозную концепцию по этике. Опираясь на этическую проблематику стоиков и эпикурейцев, он выдвигает идею о совершенном человеке-мудреце, устраивающем свою жизнь, руководствуясь разумом и интуицией. Спиноза анализирует категории добра и зла в соотношении с понятиями «удовольствие» и «неудовольствие».
В стиле научного мышления мыслителей Нового времени и просветителей XVIII века получают выражение как методологическая, так и мировоззренческая составляющие картины мира. Совершенно по разному истолковывается роль разума и интуиции в рационалистической и сенсуалистической традициях в философии, в учениях Р.Декарта, Б.Спинозы, И. Канта, в построениях современного интуитивизма (Дильтей, Бергсон, Гуссерль). Сам характер понимания природы разума и интуиции, их места и роли в постижении мира выражают особенности стилей мышления и влияния на них философских представлений о мире и познании.
Духовно-нравственные ценности располагают многими концепциями, важнейшими из которых являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей. В трудах большинства отечественных и зарубежных ученых «добро» ассоциируется с понятием «нравственность». Полноценно свободное, объективно детерминированное поведение человека как личности - это духовно и нравственно сознательное действие, которое предполагает не только понимание нравственных требований той или иной общественной системы, но и рост требовательности личности к своему поведению, к самому себе и своей совести. Но это вовсе не значит, что в сознании и поведении современного российского человека не существует проблем в осмыслении данных ценностей. Современное состояние духовности и нравственности в жизни российского общества, особенно среди молодежи, можно обозначить как глубокий духовно-нравственный кризис.
В такой обстановке духовно-нравственный кризис может надолго сдерживать деятельность современного российского человека к созидательному творчеству, поставить под сомнение его рациональное толкование таких антиподов как добро и зло. Очевидно, впрочем, и то, что этот кризис самым непосредственным образом будет влиять на всю социальную ситуацию в стране. Мы не сможем вовремя разобраться в сегодняшней, во многих отношениях, российской социальной динамике, если не проникнем в глубину духовно-нравственных изменений в жизни нашего народа.
Духовно-нравственный кризис и проявления без духовности в среде государственных служащих во многом зависят от недооценки влияния авторитета и традиционных духовно-нравственных ценностей, основывающихся на обычаях и традициях своих народов. На усилении духовно-нравственного кризиса в Российской Федерации все более ощутимо сказывается отсутствие у многих молодых людей идеала для подражания при реализации своих жизненных и творческих планов, физических возможностей.