Основные понятия, термины, связанные с франчайзингом
Для того чтобы свободно разбираться в теме франчайзинга, необходимо в первую очередь иметь представление об общей схеме работе предприятий, организованных в подобной форме. Стоит отметить, что каждая франчайзинговая схема практически уникальна, однако же, существует общая модель функционирования франчайзинговых предприятий.
Франчайзинг это форма предпринимательской деятельности, при которой одна компания (франчайзер) представляет другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Компании-франчайзеры предлагают проверенные и испытанные «рецепты бизнесы», которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело. Ключевым моментом в создании франчайзи является выбор территории, на котором будет открыто его производство. Это определяет степень успеха франчайзи, вне зависимости от прибыльности франчайзера.
По определению Валерия Перкова, главного менеджера Российской ассоциации франчайзеров, франчайзинг - это клонирование успешного бизнеса.
Франчайзи покупают франшизу, которая дает разрешение или обязывает их заниматься в течение означенного периода времени на оговоренной территории определенным бизнесом под брендом франчайзера с использованием его технологий и коммерческой информации. Последний имеет право осуществлять контроль над качеством ведения бизнеса франчайзи и обязан оказывать ему посильную помощь (например, в организации предприятия, обучении персонала, управлении продажами и т.п.).
В широком смысле слова франчайзинг относится к сделкам с передачей прав использования интеллектуальной собственности:
· патентов на изобретения и промышленные образцы;
· свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания;
· ноу-хау (секреты производства);
· фирменные наименования.
Помимо первоначального взноса франчайзи обязан регулярно выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы, т.е. роялти. Роялти может начисляться правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую стоимость товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
В отечественной практике наиболее распространенная форма оплаты - сочетание фиксированной суммы («паушальный платеж»), которая выплачивается сразу после заключения договора, и периодических платежей (чаще всего квартальных и / или годовых) в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота (товаров, услуг, работ).
Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:
) Прямой франчайзинг.
Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзеры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.
) Мастер франшиза.
Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.