Основные понятия, термины, связанные с франчайзингом
Франчайзинговые организации могут подвергаться разным классификациям Сделки в зависимости от состава участников франчайзингового договора могут быть условно разделены на следующие виды:
• производитель с производителем;
• производитель с оптовым продавцом;
• производитель с розничным продавцом;
• оптовый продавец с оптовым продавцом;
• оптовый продавец с розничным продавцом;
• розничный продавец с розничным продавцом;
• обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием.
. Производитель с производителем
Предположим, что некоторая компания изобрела уникальный способ производства, позволяющий сокращать затраты производства на значительное количество процентов. Естественно, в первую очередь компания запатентовала свое ноу-хау. Теперь, если другие компании захотят освоить этот метод производства, то им придется обратиться к компании-изобретателю за лицензией на право применения данного технологического процесса. За это компания новатор получает определенное комиссионное вознаграждение, называемое роялти. При такой связи франчайзи не теряет своей автономности, ему предоставлена практически полная свобода действий (процедуры и политика не регламентируется, как впрочем, и технологическое оборудование).
. Производитель с оптовым продавцом
Эта система отношений характерна таким предприятиям, как, например, производителям прохладительных напитков. Они переводят свои разливочные мощности на франчайзинговые условия. Иными словами, передают франчайзи права на использование сиропного концентрата, который сами производят.
. Производитель с розничным продавцом
Данная франчайзинговая система стала практически первой в истории франчайзинга. У компании General Motors не было средств на распространение своей продукции, а создав сеть из франчайзи, она сумела охватить достаточно большую территорию. Аналогичным образом действовали производители бензина и заправочные станции.
. Оптовый продавец с оптовым продавцом, оптовый продавец с розничным продавцом
Данные категории не имеют четкого определения, но, по сути, мало чем отличаются от отношений производителя с розничным продавцом.
. Розничный продавец с розничным продавцом
Большая часть таких соглашений возникает в тот момент, когда крупной торговой фирмой-франчайзером принимается решение развивать свою сбытовую систему подобным образом.
. Обслуживающее предприятие с обслуживающим предприятием
В этих отношениях франчайзер практически выступает продолжением франчайзера.
Выделяют следующие виды франчайзинга:
· Товарный
(селективное распределение). Франчайзер реализует свою продукцию не через оптово-розничную торговлю, а в основном через предприятие-франчайзи, которое не продает аналогичный товар конкурентов. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.
Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.
В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице. Примерами могут служить «Эконика обувь», «Красный куб».