Основные понятия, термины, связанные с франчайзингом
Концессия
(от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор, в соответствии с которым концедент (публично-правовое образование) на временной и возмездной основе предоставляет концессионеру (частному лицу) право пользования государственной / муниципальной собственностью либо право осуществления определенного вида деятельности, монополия на которую принадлежит концеденту.
Статья 1027. Договор коммерческой концессии
. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №231-ФЗ)
Валерий Перков (главный менеджер Российской Ассоциации Франчайзинга) по этому поводу пишет:
«Создатели Главы 54 в комментариях указывали, (кстати, в последних изданиях ГК этих комментариев я уже не видел), что коммерческая концессия является прототипом широко известного на западе понятия франчайзинг.
Но позвольте, во-первых, во франчайзинге практически всегда речь идет о передаче права использования интеллектуальной собственности, во вторых, я знаю лишь один пример, когда в роли франчайзера выступает государство. В Бразилии все почтовые отделения переданы в частные руки на основе франчайзингового договора.
Франчайзинг, как форма ведения бизнеса, используется в более чем 120 странах, и везде, кроме России, она обознается как франчайзинг.
В одной из последних книг по франчайзингу, вышедшей в нашей стране я встретил выражение: франчайзинг это чуждое русскому языку понятие. И автор не одинок в этом мнении.
В беседе с представителем одной из фракций в Государственной Думе, о возможности изменения ситуации по франчайзингу в России, я услышал в ответ, что сейчас идет борьба за чистоту русского языка и в связи с этим любые попытки провести такой закон, обречены на провал.
По моему мнению, самое главное отличие концессии от франчайзинга состоит в том, что:
Концессия
- это деятельность ОТ имени правообладателя.
Франчайзинг
- это деятельность ПОД товарным знаком правообладателя.
То есть, если на моем дачном участке я вдруг докопаюсь до залежей нефти (мечтать никому не запрещается), то я предложу опытной в деле добычи и реализации нефти компании подписать договор концессии
и буду получать от них процент. И работать они будут ОТ моего имени (участок то принадлежит мне).
Но, если они продадут мне франшизу (договор о франшизе
), научат меня на ускоренных курсах для начинающих нефтяных магнатов добывать, разливать по бутылкам и продавать нефть самостоятельно, позволят повесить на забор участка их всемирно известный бренд, то теперь уже я буду выплачивать им определенный процент и буду работать ПОД их именем».