• Кадровая стратегия предприятия

    Кадровая стратегия предприятия

    Разработка и внедрение кадровых стратегий. Анализ кадровой стратегии.

    читайте ... ... »

  • Нормирование труда служащих

    Нормирование труда служащих

    Содержание труда служащих. Метода нормирования труда служащих.

    читайте ... ... »

  • Управление производственным процессом

    Управление производством

    Основные понятия, сущность и типы производства.

    читайте ... ... »


Российская практика

Кроме ситуаций с покиданием франчайзеров раньше срока, недобросовестные франчайзи также не всегда выплачивают роялти, даже несмотря на то, что франчайзеры устанавливают разумные проценты от продаж для выплаты роялти. Вероятно, дело в том, что далеко не все франчайзи полностью осознают всю суть франшизы и не считают необходимым взаимодействовать с франчайзером на равных правах.

Больным вопросом также является вопрос качества, особенно в сфере питания и услуг. Ведь для франчайзера не так много способов контролировать франчайзи в этой области. Он может следить по косвенным признакам за качеством, а также читать отзывы посетителей и изредка наносить визиты.

По закону франчайзер несет субсидиарную ответственность по претензиям, связанным с качеством продукции или услуг, предоставляемых франчайзи. Опытный бизнесмен обязательно заострит вопрос контроля качества на переговорах, ведь именно от этого в конечном итоге зависит успех. Однако нередко франчайзи совсем не хотят, чтобы их чрезмерно контролировали, скрывают и проблемы, и «факультативные» направления деятельности. Страдает заказчик, страдает бренд, страдает в итоге сам покупатель франшизы.

Важным отличием российского рынка франшиз от мирового - сложность для франчайзи получить кредит на открытие. Во многих странах у франчайзи получает кредит в банке без особого труда, ведь у него есть договор с франчайзером, гарантирующий выплату по кредиту. Также во многих странах франчайзер готов выступить поручителем, предоставив свое имущество под залог. В России такое пока не практикуется. «Банки, если и финансируют продажу / покупку франшизы, то неохотно и на общих основаниях, которые не всегда приемлемы для малого бизнеса», - констатирует Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации франчайзеров.

Немного истории российского франчайзинга.

В 80-х годах на отечественный рынок пришел американский франчайзер, компания «PepsiCo», которая построила на территории СССР несколько заводов по изготовлению безалкогольных напитков. Можно сказать, что это послужило хорошим учебным пособием для тогдашних бизнесменов. Спустя десять лет один из них приобрел права на развитие ТМ Baskin Robbins и создал кафе-мороженое. Вслед за ним стали появляться другие франчайзинговые компании, которые объединялись в целые сети. Самыми известными из них стали кафе «Русское бистро», прачечные «Синий кристалл», детское питание «Партнер», программное обеспечение «1С». К сожалению, из-за дефолта в 1998 году, многие дочерние компании потерпели крах, что выявило плохую адаптацию франчайзинга к условиям российской реальности.

Сегодня франчайзинговых компаний больше чем когда-либо, что говорит о хорошем росте развития данного сегмента рынка. По последним данным в России существует более 500 франчайзеров - производителей товаров, и тех, кто предоставляет какие-либо услуги и около 3000 франчайзи, которые имеют право на использование бренда. Большая часть отечественного франчайзинга это розничная торговля, а именно супермаркеты. Расширяются сети фитнесс-клубов, салонов красоты, баров и ресторанов. Франчайзинг часто используется в пищевой, косметической и текстильной промышленности.

Но теория остается теорией, если не рассмотреть ее на практике. Я выбрала несколько наиболее интересных российских франчайзинговых организаций, чтобы на конкретных примерах отразить проблемы и особенности франчайзинга в России.

«Пятерочка»

Магазин «Пятерочка» специализируется на розничной торговле продуктами питания. Самому франчайзеру принадлежит около 1000 магазинов, а франчайзи - 500. Магазины находятся на всей территории России, а также в Казахстане и Украине.

В 2009 году оборот «Пятерочки», учитывая франчайзи, составил 4,676 миллионов долларов. Стоимость франшизы «пятерочки» является одной из самых дорогих в России - 1 миллион долларов. Для сравнения, стоимость франшизы «Копейки» - 50-40 тысяч долларов. Конечно, стоимость франшизы зависит от региона, в котором собирается открыться франчайзи.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню