Российская практика
«Пятерочка» поставила перед собой глобальную цель - охватить своими магазинами всю территорию России. Однако они столкнулись с неожиданной проблемой: среди тех, кто был готов выложить немалую сумму за приобретение франшизы, оказывались и те, чьи амбиции не соответствовали их финансовым возможностям. В 2005 году партнер «Пятерочки» компания-франчайзи «Росторг», набрав долгов на 6 миллионов долларов, вынуждена была закрыться. После этого «Пятерочка» стала стремиться выкупать свои магазины у франчайзи. В 2005 году она приобрела 100% акций своего франчайзи в Свердловской области, а в январе 2006-го - 26% акций челябинского партнера. «Сейчас компания планирует выкупить несколько франчайзинговых сетей. Олег Высокий, управляющий «Пятерочки», стремится приобрести динамично развивающиеся сети, на это было выделено 600 миллионов долларов. Начиная с 2006 года было приобретено примерно 500 магазинов.
«Мебельвилль»
«Мебельвилль» - сеть магазинов, торговые точки которой открыты уже более чем в 19 городах России. Специализируется на торговле мебелью. Работает в таких небольших городах, как Тюмень,
Томск, Новокузнецк, Прокопьевск.
Сеть магазинов была создана в первую очередь для реализации продукции фабрики «Красный Октябрь». Франчайзингом же они занялись лишь в 2005 году, тогда объем реализации продукции комбината составил более 40 млн. евро.
Создав торговую сеть, ДОК «Красный Октябрь» получил возможность бороться с «неуступчивыми» конкурентами. С одной стороны, комбинат теперь может размещать в магазинах практически все свои модели. С другой - в ассортименте сети на мебель «Красного Октября» приходится только 40-50%. Другую половину занимает продукция «угодных» ему мебельных фабрик.
Компания довольна результатами работы своих партнеров: за год объемы их закупок увеличились почти вдвое.
Стоит отметить, что именно фабрика заинтересована в открытии новых торговых точек, именно поэтому франшиза отдается бесплатно, а вот величина роялти не разглашается.
«Крошка-Картошка»
«Крошка-картошка» - известный многим пункт быстрого питания.
Сейчас есть уже окола 300 точек торговли печеной картошкой. Преимущественно «Крошка-Картошка» располагается в Москве, хотя изначально была основана в Санкт-Петербурге. Ее сеть также покрывает такие города как Сургут, Тюмень; Киев, Львов (Украина).
«Крошка-картошка» продает свою франшизу сейчас с большой осторожностью. У нее за плечами немало печального опыта: когда сеть стала крайне популярной, франшизи продавались очень активно, франчайзи же, разобравшись в методике работы, особенностях готовки, расторгали договор с франчайзером. По их мнению месячная роялти размером в 7% была неотправданой. Естественно, потом эти фирмы открывались вновь, но под другой вывеской. Так появились «Чудо-Картошка» и «Картофельный папа». Иными словами, «крошку-картошку» клонировали.
В «Крошке-Картошке» утверждают, что конкуренты не мешают бизнесу компании. Однако экспансию на региональные рынки путем франчайзинга приостановили.
Теперь сеть «Крошка Картошка» продает франшизы лишь на Санкт-Петербург, где компания точно может контролировать своих франчайзи.
Sultanna Frantsuzova и SELA
Оригинальным решением
было решение открыть магазин одежды Sultanna Frantsuzova. Она удивительна тем, что предлагает бесплатно не только франшизу, но и свой товар. Однако сказать, что компания занимается благотворительностью нельзя, роялти составляет 50% - это самое высокое роялти.
Решение работать по такой схеме франчайзинга было интересным и инновационным, однако Sultanna Frantsuzova уже разорилась и закрылась.
Стабильным примером успеха на российском рынке франчайзинга в сфере одежды является магазин SELA.