Основные финансовые результаты, рентабельность
Через систему обязательного медицинского страхования (ОМС) гражданам России оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках Программы государственных гарантий.
Финансовые средства ОМС составляют значимую часть консолидированного бюджета здравоохранения. В Концепции развития здравоохранения подчеркивается необходимость повышения эффективности использования ресурсов отрасли. В связи с этим становится актуальной оценка эффективности выполнения объемов помощи по Программе государственных гарантий, обеспеченных финансовыми средствами ОМС.
Наглядно финансовый ресурс и движение денежных потоков ЛПУ представлены на рис.8.
Рис.8-Структура распределения денежных средств.
Рассмотрим общую структуру взаимодействия Территориального фонда, страховых медицинских организаций, лечебно - профилактических учреждений, страхователя и налоговой системы. По таблице видно, что страхователи отчисляют определенный процент единого социального налога. Отчисления из налоговой инспекции в Территориальный фонд составляют 3,6%, из которых 0,4% поступает в Федеральный фонд ОМС, и являются неприкосновенным запасом, 3,2% остаются в местном Территориальном фонде и распределяются между медицинскими страховыми организациями, которые в свою очередь финансируют ЛПУ. Размер финансирования зависит от реестров пролеченных больных в ЦРБ, которые предоставляются в медицинские страховые компании. Для оплаты реестров рассчитывается стоимость одного пролеченного больного, которая рассматривается и утверждается на согласительной комиссии Департамента здравоохранения и Территориального фонда ОМС.
В Томской области поэтапно реализуются принципы фондодержания.
Фондодержателем является амбулаторно-полдиклиническое учреждение (подразделение), общая врачебная практика, групповая врачебная практика, имеющие прикрепленное на медицинское обслуживание население.
Для обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов непосредственным фондодержателем может являться страховая медицинская организация, действующая в системе обязательного медицинского страхования. В этом случае амбулаторно-полиулиническое учреждение (подразделение) становится фондораспорядителем.
Фондодержатель осуществляет расчеты по указанию, отданному фондораспорядителем, в соответствии с установленным Администрацией Томской области порядком.
На территории области используется единая система тарифов на медицинские, лекарственные и сервисные услуги здравоохранения в системе обязательного и добровольного некоммерческого медицинского страхования, основанная на единой методике расчета тарифов.
Методика расчета и тарифы на медицинские, лекарственные и сервисные услуги в системе обязательного медицинского страхования устанавливаются в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг и согласовываются комиссией по согласованию тарифов, включающей представителей Администрации Томской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, ассоциации медицинских страховых организаций, ассоциации врачей, профсоюза работников здравоохранения. После положительного решения комиссии они вводятся совместным решением областного органа управления здравоохранением и Территориального фонда обязательного медицинского страхования.