Традиционные и современные теории лидерства
. Управление посередине - адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием в коллективе на удовлетворительном уровне.
. Управление людьми характеризуется внимательным отношением к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию дружественной атмосферы и темпа работы в организации.
. Управление участием. Здесь эффективность работы исходит из обязательств людей и их взаимодействия, взаимозависимость в работе построена на наличии общих интересов в рамках организационной цели, отношения строятся на доверии и уважении. Данный стиль управления является самым эффективным. Данная модель используется для выработки лучшего лидерского поведения путем обучения.
Недостатки существующих подходов привели к формированию ситуационного подхода, т.е. попытке определить какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Главной идеей ситуационного подхода является предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую выявить возможное поведение лидера и его последствия для организации.
К концепциям ситуационного лидерства относят модели Танненбаума - Шмидта, Фидлера, Херсея - Бланшарда, Хауза - Митчелла, Стинсона - Джонсона, Врума - Йеттона - Яго. Т.к. исследование в данной работе строится на основе поведенческой концепции лидерства и современных теориях лидерства, концепции ситуационного лидерства представлены с точки зрения сравнительного анализа.
Все вышеназванные модели ситуационного лидерства обращают основное внимание на воздействие внешних факторов, но в то же время дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения.
Таблица 2 Сравнение моделей ситуационного лидерства
Переменные |
Модели ситуационного лидерства | |||
Фидлер |
Херсей и Бланшард |
Хауз и Митчелл |
Врум - Йеттон - Яго | |
Ситуационные факторы |
Отношения лидер-последователь Структурированность работы Властная позиция лидера в организации |
Степень зрелости последователей: зрелость в работе Психологическая зрелость |
Характеристики последователей Организационные факторы |
Качество решения Обязательства последователей по решению Время Стоимость Развитие |
Что думает лидер о последователях |
Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер и его властной позиции в организации |
Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля |
У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля |
В определенных ситуациях последователи желают участвовать в принятии решений |
Лидерские стили |
Лидер ориентирован на отношения Лидер ориентирован на работу |
Указывающий Убеждающий Участвующий Делегирующий |
Директивный Поддерживающий Ориентированный на достижения Участвующий |
Автократический I Автократический II Консультационный I Консультационный II Групповой II |
Что делает эффективный лидер |
Стремится подстроить работу или отношения или и то и другое под свой индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении |
По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля |
Используя соответствующие стиль и технику мотивирования, лидер «расчищает» путь последователям к наивысшей эффективности |
Определяет критические ситуационные факторы и адаптирует к ним стиль руководства. Стиль должен наилучшим образом подходить как для ситуации, так и для последователей. |