Рекомендации по развитию системы лидерства в организации
Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что для развития лидерского поведения необходимо формирование двух групп организационных условий. Первая группа - это условия, способствующие организационному обучению. Однако, как показал практический анализ лидерства в ООО «STAR Travel», самого по себе организационного обучения иногда недостаточно для развития лидерства. Необходимы условия для организационного развития.
Под организационным развитием мы будем понимать совокупность организационных условий, способствующих развитию, в том числе и лидерскому, членов организации. К элементам организационного развития компании «STAR Travel» относят следующие:
развитая организационная культура;
открытость коммуникации;
доступность генерального руководства для руководителей подразделений;
разрешение конфликтов по принципу «выигрыш - выигрыш»;
самостоятельное принятие решений и умение брать на себя ответственность за свои действия.
В качестве рекомендации по развитию лидерского поведения рекомендовано привлекать сторонних специалистов из центров оценки персонала, специализирующихся на развитии, чтобы они смогли определить достижения и скорректировать направление развития. Внешнюю оценку рекомендовано проводить один раз в шесть месяцев.
Все вышеперечисленные рекомендации необходимы для создания системы эффективного лидерства.
Эффективный лидер:
ставит цель, объясняя общую картину;
способствует благоприятному психологическому климату в коллективе;
распределяет задачи, учитывая индивидуальные потребности;
дает обратную связь по выполнению задачи;
способствует эффективной коммуникации в своей рабочей группе;
объясняет стратегические задачи организации;
оценивает вклад каждого участника в выполнение общей задачи;
мотивирует людей на выполнение задачи;
видит, когда необходима поддержка и оказывает ее;
выслушивает все мнения и старается привести людей к консенсусу;
видит потенциал и старается развивать сотрудников;
понимает индивидуальные потребности и интересы сотрудников;
поощряет инициативу и новаторство.
Целью компаний, развивающих у себя систему эффективных механизмов лидерского поведения, является соответствие управленческого персонала вышеперечисленным критериям эффективного лидерства.
Заключение
Подводя итог исследованию, проведенному в компании ООО «STAR Travel», реализующей свою деятельность в сфере услуг, можно сделать следующие выводы.
Лидерство - это наличие потенциала власти, который реализуется в определенном окружении при наступлении конкретных специфических обстоятельств.
Власть - это способность индивида оказывать определяющее воздействие на поведение других индивидов с целью достижения необходимого результата.
Выделяют несколько типов власти в организациях:
Власть, основанная на принуждении;
Власть, основанная на вознаграждении;
Экспертная власть;
Эталонная (харизматическая власть);
Законная власть (традиционная власть).
Стиль лидерства - сочетание методов управления в единую систему.
Выделяют четыре типа подходов к изучению лидерства в организации.
Первый тип - основан на анализе лидерских качеств без учета ситуации, т.е. они необходимы эффективному лидеру в любой организации и в любых условиях: от стабильных до экстренных.
К ним относят теории лидерских качеств; теорию «X» и теорию «Y» МакГрегора Д.
Второй тип - концепции лидерского поведения. В них лидерство рассматривается как совокупность конкретных форм поведения, также присущих лидеру в любой ситуации. Здесь выделяют: исследования Университета штата Огайо, Мичиганского университета, управленческую сетка Блейка и Моутон).
Третий тип - занимается изучением лидерских качеств в зависимости от конкретной ситуации - концепции ситуационного лидерства:
Танненбаума - Шмидта, Фидлера, Херсея - Бланшарда, Хауза - Митчелла, Стинсона - Джонсона, Врума - Йеттона - Яго.
Четвертый - тип предполагает проведение ситуационного анализа характера эффективного лидерства. В этот подход включены такие теории, как концепции лидера - преобразователя и харизматического лидера.
В вышеуказанных концепциях исследователи с разных точек зрения пытаются определить набор специфических свойств и стилей поведения, необходимых лидеру в различных организационных ситуациях.
В работе более детально рассмотрены теория Блейка и Моутон (поведенческие концепции), теория Херсея - Бланшарда (ситуационные концепции), теория эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.
Система лидерства в организации рассматривается на примере деятельности Самарского обособленного подразделения ООО «STAR Travel». Агентство «STAR Travel» открыто в 1995 году как представительство международной сети агентств “STA Travel“ (Student Travel Agency).
Основным направлением деятельности агентства являются международные образовательные и рабочие студенческие программы.