Рекомендации по развитию системы лидерства в организации
Как показывает практика, сфера услуг является одной из самых с точки зрения выстраивания отношений между лидером и последователями и формирования системы эффективного лидерства.
Бизнес компании, с одной стороны, имеет высокий уровень клиентоориентированности, с другой стороны сотрудники компании являются зрелыми профессиональными личностями, мотивированными на работу в данной компании.
Тем не менее, в компании существуют проблемы, связанные с эффективностью лидерства.
приоритетная оценка эффективности лидерства:
объем продаж регионального подразделения;
текучесть кадров;
наличие не менее пяти ключевых клиентов;
умение разрешать конфликты на локальном уровне.
По результатам деятельности за последние три года (2006 - 2008) эффективную работу по всем вышеназванным критериям показали пять офисов из четырнадцати.
Для анализа эффективности лидерства, мною было предложено провести анализ эффективности лидерства руководителей подразделений на основе трехэтапного тестирования.
Методика тестирования:
. Определение стиля мышления руководителей подразделений на основе теста, предлагаемого Алексеевым А. и Громовой И. Использование данного теста, обусловлено верой директора в то, что лидерству можно научиться.
. Определение стиля лидерства на основе теста, разработанного на базе работ Херсея - Бланшарда (концепция ситуационного лидерства)
Специфика системы лидерства состоит в том, что, несмотря на большое количество общих принципов, система лидерства должна формироваться, учитывая особенности функционирования данной конкретной компании.
В отношении компании «STAR Travel» можно применить следующие рекомендации.
. Сформулировать четкие критерии лидерства, на основе которых новые региональные руководители будут приниматься на работу.
. Ввести систему ежегодной оценки работающих руководителей с точки зрения эффективного лидерства.
. При анализе стиля лидерства использовать тесты, сформулированные на основе поведенческих и ситуационных концепций, т.к. они дают более полное представление об эффективности лидерства в данных конкретных условиях.
. Организовать деятельность руководителей таким образом, чтобы у них были возможности для развития наиболее важных сторон эмоционального интеллекта.
Все вышеперечисленные пять рекомендаций необходимы для создания и дальнейшего поддержания системы эффективного лидерства в организации.
власть организация лидерство
Приложение 1
Тест «Стиль мышления»
. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
а. Устанавливает, определяет конфликт и пытается его выразить открыто;
б. Лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;
в. Лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;
г. Подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;
д. Излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.
. Когда я начинаю решать какие-либо проблемы совместно с другими людьми, самое важное для меня:
а. Понять цели и значение будущей работы;
б. Раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;
в. Определить порядок конкретных шагов по решению проблемы;
г. Понять, какую выгоду может принести эта работа для нашей группы;
д. Чтобы работа над проблемой была организована и сдвинулась с места.
. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:
а. Связать их с текущими или будущими своими занятиями;
б. Применить их к конкретным ситуациям;
в. Сосредоточиться на них тщательно и проанализировать;
г. Понять, насколько они сходны с привычными мне идеями;
д. Противопоставить их другим идеям.
. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:
а. Полезнее текста, если они точны;
б. Полезны, если они ясно показывают новые факты;
в. Полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;
г. Полезны, если они поднимают вопросы по тексту;
д. Не более и не менее полезны, чем другие материалы.
. Если бы мне предложили провести какое-то исследование (например, курсовую или дипломную работу), я, вероятно начал бы с:
а. Попытки определить его место в более широком контексте;
б. Определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;
в. Размышлений и предположений о возможных результатах.
г. Решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;
д. Попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.
. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:
а. Встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы;
б. Провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение;
в. Опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;
г. Встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;
д. Попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменно форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.