Виды антикризисных мероприятий
На уровень дебиторской задолженности основное влияние оказывают макроэкономические условия и принятая фирмой политика предоставления кредита и инкассации. Предоставление кредита является одним из многих факторов, под воздействием которых изменяется спрос на продукцию фирмы.
Управление дебиторской задолженностью означает ускорение оборачиваемости и относительное снижение темпов роста дебиторской задолженности и подразумевает постановку следующих задач:
- определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
- анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок и предлагаемых условий оплаты;
- контроль состояния расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным платежам.
Меры по повышению прибыльности кризисного предприятия
Если диагностируемое предприятие является убыточным или малоприбыльным, то следует провести анализ достижимости им условий безубыточности (хотя бы нулевой рентабельности по текущим операциям) или того, насколько прочно малоприбыльным предприятием они уже достигнуты.
Согласно С. В. Валдайцеву, эти условия анализируются с учетом (в комплексе):
- сформировавшейся на рынке цены на профильную продукцию предприятия;
- спроса на эту продукцию;
- структуры издержек предприятия и доли в них, а также общей величины постоянных расходов;
- наличия у предприятия резерва производственных мощностей и инвестиционных возможностей их расширения;
- кредитоспособности предприятия в части привлечения дополнительных заемных оборотных средств;
- платежеспособности и надежности клиентов предприятия. При неудовлетворительном пороге рентабельности повысить его и увеличить прибыль (устранить убытки) можно, в первую очередь, срочным снижением постоянных издержек предприятия: отказом от избыточно арендуемых помещений; сокращением или пересмотром условий оплаты персонала, заработная плата которого является частью постоянных расходов; продажей или списанием избыточного имущества; отказом от поддержания в силе ненужных на данный момент патентов и лицензий и др. Все это позволит сдвинуть в меньшую сторону порог рентабельности, снизит постоянное платежное бремя предприятия.
Когда резервы экономии на постоянных расходах и уменьшения порога рентабельности исчерпаны, следует провести анализ факторов, в наибольшей степени ограничивающих увеличение предприятием продаж и/или выпуска продукции.
Этими факторами являются: а) спрос на продукцию (с учетом конкуренции); б) производственная (торговая) мощность предприятия. Возможны четыре ситуации:
) недостаточный спрос при недостаточной производственной (торговой) мощности;
) недостаточный спрос при наличии неиспользуемого резерва производственной (торговой) мощности;
) достаточный спрос при недостаточной производственной (торговой) мощности;
) достаточный спрос при наличии неиспользуемого резерва производственной (торговой) мощности.
Ситуация 1 наиболее неблагоприятна. В краткосрочном плане ее не преодолеть. Нужно лишь проверить, есть ли возможность увеличить спрос изменением условий поставки и оплаты с переходом на более удобные покупателям, но более дорогие для фирмы базисы поставки, а также на безавансовую оплату продукции и на оплату ее в рассрочку. Если такая возможность существует, необходимо провести специальный анализ реалистичности и финансовой допустимости указанных переходов.[2, c. 87]
В ситуации 2 рекомендуется исследовать:
- насколько прочно на рынке профильной для предприятия продукции установилась текущая рыночная цена и нет ли возможности иной ценовой политикой предприятия ее изменить (возможно, на рынке вообще нет единой рыночной цены);
- как изменятся, при выявлении определенной свободы для «ценового маневра», условия безубыточности предприятия при некотором уменьшении (в пределе до уровня удельных переменных затрат - УПЗ) цены за предлагаемую продукцию.
Уменьшение цены при эластичном спросе на продукцию способно увеличить количество продаж в большей степени, чем из-за уменьшения цены возрастет объем безубыточности. Тогда главной проблемой предприятия станет увеличение масштаба операций, объема выпуска, что возможно при наличии у предприятия резерва производственной (сбытовой, торговой) мощности.