Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики.
Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел и основные принципы его организации
В Наставлении по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте, объявленном приказом МВД России от 20 сентября 1994 г. №260, отмечается, что сбор и накопление информации в ГРОВД является первоочередным элементом организаторской работы, направленной на создание условий, необходимых для выполнения возложенных действующим законодательством и нормативными актами МВД России оперативно-служебных задач.
Информационно-аналитическая деятельность штаба предназначена для обеспечения выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений начальника ОВД в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций ОВД.
Информационно-аналитическая работа включает в себя:
накопление, обобщение и анализ поступающей из ОВД, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о происходящих на обслуживаемой территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку;
комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
организацию проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере;
подготовку для начальника ОВД или для направления в инстанции информационно-аналитических и справочных материалов, тезисов докладов и выступлений начальника, данных об основных результатах работы ОВД, оценок оперативной обстановки на обслуживаемой территории, проблемных записок, предложений по повышению эффективности деятельности ОВД и иных информационно-аналитических и оперативно-справочных документов;
формирование справочно-информационного фонда (СИФ) для нужд подразделений ОВД.
Таким образом, задача информационного обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел является одной из первоочередных, и от ее успешного решения во многом зависит решение возложенных на органов внутренних дел задач по обеспечению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Что же собой представляет само содержание понятия информационного обеспечения управления органами внутренних дел и какие задачи оно решает?
Под информационным обеспечением управленческой деятельности органов внутренних дел понимается деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение процесса управления совокупностью сведений, необходимых им для осуществления возложенных на них задач и функций, и удовлетворяющая определенным требованиям. Непосредственно же задачу, связанную с организацией информационного обеспечения, выполняют информационные системы, представляющие собой совокупность методов и средств удовлетворения заданных информационных потребностей органа и его служб, которые состоят из информационных связей, обеспечивающей циркуляцию управляющей и осведомительной информации; сбора, обработки, хранения и выдачи данной информации компонентам системы управления в видах и объемах, соответствующих характеру решаемых ими задач.
В отличие от информационной системы, где, главным образом, ее компонентом является деятельность субъекта, направленная на удовлетворение заданных информационных потребностей, система информации представляет собой лишь совокупность видов информации, используемых в процессе управления.
Таким образом, исходя из данных определений, задачи информационного обеспечения и информационной системы органов внутренних дел можно сформулировать следующим образом:
· определение необходимых для управления видов и объектов информации, форм ее представления и сроков поступления в систему, а также ответственных за это компонентов системы;
· обеспечение информационного взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел с объектами внутриоргани-зационного управления и внешней среды;