Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики.
Под «информационными барьерами» в науке управления понимаются всевозможные причины, препятствующие нормальному течению информационных процессов. В связи с этим в системе органов внутренних дел различают:
· географические барьеры, связанные с разобщенностью источника и приемника информации и локализуемые с помощью улучшения работы каналов связи;
· квалификационные барьеры, связанные с различием уровня общей и профессиональной подготовки источника и приемника информации, ликвидируемые путем повышения уровня подготовки личного состава, а также введением в радикально новые сообщения некоторого количества избыточной информации, способствующей лучшей усвояемости основного содержания сообщений;
· ведомственные барьеры, относятся к ведомственной разобщенности системы органов внутренних дел и объектов внешней среды, либо различных объектов внутри самой системы. Устраняются эти барьеры путем улучшения взаимодействия компонентов системы между собой и с объектами внешней среды;
· экономические барьеры, связанные с недостаточной обеспеченностью служб и подразделений органов внутренних дел современными средствами связи, обработки информации и прочей оргтехники;
· физические барьеры, связанные с определенными физическими возможностями человека в восприятии и переработке информации.
Таким образом, при данных ситуациях задача руководства органов внутренних дел состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае максимально учесть и минимизировать всеми возможными методами и средствами действия вышеуказанных барьеров, затрудняющих течение как вертикальных, так и горизонтальных информационных потоков и снижающих, в итоге, общую эффективность функционирования системы их информационного обеспечения.
Основные принципы организации информационного обеспечения органов внутренних дел.
В настоящее время наукой управления разработан ряд наиболее общих принципов организации информационного обеспечения, использование которых возможно не только в экономических системах управления, но и в сфере социального управления и, в частности, в сфере управления органами внутренних дел. Все эти принципы, в основном, вытекают и определяются требованиями, предъявляемыми к организации системы управления.
Так, требование оптимальности, непрерывности и оперативности управления выдвигает аналогичные требования и к организации систем их информационного обеспечения. Задача состоит в том, чтобы система информации выполняла функцию максимально высокой информационной обеспеченности системы управления при выполнении ею возложенных на нее задач и решений проблем управления.
Соответствующая задачам управления информационная обеспеченность системы сведениями о состоянии объектов управления и внешней среды достигается рядом организационных мер, которые базируются на таких принципах как: интенсификация информационных процессов; единство (общность) информационного обеспечения; функциональный; оптимальности и интеграции информационного обеспечения, а также ряд других технических и организационных мероприятий, обеспечивающих оперативность и достоверность передаваемых сведений, улучшающих их качество и содержание.
Рассмотрим эти принципы более подробно:
Интенсификация информационных процессов, входя составной частью в процесс интенсификации системы управления в целом, является наиболее общим принципом организации информационного обеспечения. Использование его предполагает максимально возможное устранение или нейтрализацию существующих в системе органов внутренних дел информационных барьеров, а также устранение других всевозможных помех и шумов.
Принцип единства (общности) информационного обеспечения предполагает методическое единство организации и информационную совместимость массивов информации органов внутренних дел на всех уровнях управления, а также возможность их взаимосвязи с информационными массивами других правоохранительных органов, а также государственных и общественных организаций путем применения унифицированных форм обмена информацией. Использование этого принципа позволяет органам внутренних дел более полно и всесторонне использовать в организации борьбы с правонарушениями весь комплекс оперативной, учетной и отчетной информации, имеющейся как в системе органов внутренних дел, так и концентрирующейся в других правоохранительных органах, а также органах здравоохранения, образования и пр. Особое значение этот принцип приобретает в связи с созданием общегосударственных системы сбора и обработки данных и таких их отдельных подсистем, вкладчиками и заемщиками информации которых будут государственные органы, учреждения и организации.