Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики.
Функциональный принцип организации информационного обеспечения предполагает строгое соответствие поступающей к субъекту информации выполняемым им задачам и функциям и соответствующим этому управляющим параметрам. Определяющим, в данном случае, является компетентность субъекта, то есть каждый документ должен доставляться тому, кто наделен правом принимать по нему решение, либо тому, кто, согласно возложенным на него задачам и функциям, должен знать о содержащейся в нем информации или принятом решении.
Принцип оптимальности информационного обеспечения* является одним из наиболее существенных принципов. Он вытекает из принципа оптимальности управления в целом. Многими исследователями отмечается, что в настоящее время управляющие органы наряду с испытываемым ими информационным голодом (отсутствием необходимой для управления информации) страдают от обилия ненужной информации, создающей в своей массе так называемый информационный взрыв, который точнее можно назвать взрывом избыточной информации.
Оптимальность информационного обеспечения управления органами внутренних дел достигается решением двух основных задач: определением оптимально необходимой системе управления информации и определением оптимальных режимов функционирования информационных систем.
Эти укрупненные задачи оптимизации информационных процессов разбиваются на ряд более мелких, конкретизирующих и детализирующих подзадач, к которым можно отнести:
· обеспечение однократности сбора информации с учетом многократного и полифункционального ее использования заинтересованными службами и подразделениями органов внутренних дел (создание единых информационных центров сбора всей оперативно-розыскной и управленческой информации);
· устранение параллельных информационных потоков и создание банков данных коллективного пользования;
· более широкое использование накопительных форм хранения информации и замена ими разовых форм документов;
· установление сопоставимых форм накопления информации и содержащихся в них показателей по всем службам и подразделениям органов внутренних дел;
· разработка и внедрение обобщенных показателей деятельности служб и подразделений органов внутренних дел;
· внедрение машинных носителей информации и применение электронно-вычислительных средств для сбора, обработки и хранения информации;
· строгое соблюдение общегосударственных и ведомственных требований по работе с документами, а также соблюдение юридических требований к документам, информационной культуре их оформления, соблюдение необходимых реквизитов и требований технической эстетики.
Пути совершенствования информационного обеспечения управления органами внутренних дел.
Как показывают материалы общетеоретических и прикладных исследований, основным условием оптимальности информационного обеспечения является организация его в строгом соответствии с характером выполнения органами внутренних дел функций-задач с нормативно закрепленной их компетенцией и применяемыми при этом конкретными методами управления. Несоблюдение этих принципов ведет к сбору ненужной информации и отсутствию действительно полезной информации, а также к хаотичному ее движению.
Поэтому первым и основным условием оптимизации информационного обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел является построение информационного фонда органа и порядка движения информации в строгом соответствии с характером и объемом задач, возложенных на каждое конкретное подразделение или службу, в соответствии с их местом в иерархической структуре управления, структурой органа и соответствующими критериями оценок их деятельности.
Для выполнения этой задачи, то есть для упорядочения информационных правоотношений, требуется упорядочение управленческих правоотношений, которое должно найти свое отражение в более углубленной разработке и детализации типовых и примерных положений об органах внутренних дел и их ведущих служб. Эти нормативные документы должны содержать четкое разграничение задач и функций служб по различным уровням управления, порядок их взаимодействия, а также их взаимодействие с объектами внешней среды. Кроме этого, в указанных нормативных актах должны содержаться четкие, обоснованные и однозначные критерии оценки деятельности по каждой службе органа всех уровней управления.