Цели, функции и процесс управления предприятием
Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует, развивается организация как целостная система. Целеполагание является исходным моментом в деятельности менеджера, приобретающем все большее значение в условиях рыночной экономики.
Новые предприятия начинают свой жизненный цикл со стадии создания, на которой прежде всего определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребительской продукции или услуг и т. п. Те же задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие всю полноту ответственности за результаты.
Процесс целеполагания начинается с установления миссии предприятия, которая выражает философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
Миссия организации
Наукой об управлении не выработаны какие-либо универсальные правила, которые могли бы применяться при формулировке миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и ее содержания, отражающих в первую очередь оценку роли и значения организации со стороны руководителей, принимающих решения.
Миссию организации определяет, в первую очередь, ее видение. Видение - это руководящая философия бизнеса, обоснование существования фирмы, не сама цель, а скорее - чувство основной цели фирмы. То есть видение является идеальной картиной будущего, тем состоянием, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Именно видение определяет миссию организации - то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, то есть определяет ее предназначение.
«В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации», - пишет О.С. Виханский. Под философией организации при этом понимается сочетание ценностей и принципов, в соответствии с которыми организация планирует осуществлять свою деятельность, а предназначением определяется деятельность, которую организация собирается осуществлять, и то, какого типа организацией она собирается быть.
Узкое понимание миссии - это утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, и чем она отличается от других ей подобных организаций. Здесь миссия трактуется как основная общая цель организации, как четко выраженная причина ее существования. Другими словами, «миссия - это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде».
Стоит добавить, что эта цель - комплексная, включающая внутренние и внешние ориентиры. Таким образом, организация, являясь открытой системой, несет в себе миссию как во внешней среди, так и внутри самой себя.
К факторам, влияющим на формирование миссии, обычно относят:
ü исторические особенности организации;
ü стиль поведения работников организации;
ü состояние внешней среды по отношению к организации;
ü наличие ресурсов, необходимых организации для достижения стоящих перед ней целей;
ü специфические особенности организации.
Миссия, помимо всего вышеперечисленного, может определяться кругом удовлетворяемых организацией потребностей общества, а также совокупностью внешних сил, взаимодействующих с организацией.
В сопровождающих миссию организации тезисах обычно указываются:
ü целевая направленность организации;
ü наименование продукта, предлагаемого организацией вешней среде;
ü технология производства продукта;
ü социокультурные ценности, принятые в организации;