Цели, функции и процесс управления предприятием
2. максимилизация объема продаж в течение определенного периода времени;
3. максимилизация темпов роста самой фирмы (например, величины ее производственных мощностей, числа работников, количества филиалов и т.п.).
Как правило, выбор той или иной цели деятельности зависит в организации от того, кто реально контролирует ее деятельность и от ее положения на рынке.
Но, как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду с достижением стратегических целей организациям приходится решать большое количество текущих и оперативных задач. Кроме экономических перед ними стоят социальные, научные, технические, организационные и другие задачи. Помимо регулярно повторяющихся, традиционных проблем менеджмент должен решать и непредвиденные ситуации.
Не все цели, которые можно сформулировать, являются достижимыми для организации в принципе. Помимо этого, цели могут быть достигнуты только в том случае, если существует обратная связь управляющей системы с управляемой.
Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность предприятия, являются его собственники, его работники, потребители (покупатели) его продукта, его партнеры, местное сообщество и общество в целом. Формулировки целей в какой-то мере должны взаимодействовать с каждым из шести вышеназванных субъектов. Наибольшее влияние на содержание целей оказывают интересы собственников, наемных работников и, конечно, потребителей продукции организации.
Конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие инструменты и методы, наработанные для разных групп целей, помогает классификация целей.
Попытки исследователей классифицировать цели не сводятся к одному варианту. Их существует несколько. Рассмотрим некоторые из них.
Вариант первый.
Цели можно рассматривать как целевую картину в четырех измерениях:
1. экономическое;
2. количественное;
. качественное;
. с точки зрения развития.
Вариант второй.
Цели можно квалифицировать в виде перечня целей;
ü неэкономических (социальных);
ü экономических (качественных и количественных показателей деятельности);
ü временных (краткосрочных и долгосрочных, в большей степени связанных с миссией).
Вариант третий.
Выделяются ключевые пространства, в пределах которых определяются цели:
ü положение на рынке (позиция по отношению к конкурентам);
ü инновации в технологиях, методах организации труда;
ü производительность при меньших затратах ресурсов;
ü ресурсы и будущая потребность в них;
ü доходность - количественный уровень необходимых доходов;
ü управленческие аспекты - персональные достижения менеджеров организации;
ü персонал в части выполнения трудовых функций и отношения к работе (цели должны отражать мотивационную направленность - высокую зарплату, лучшие условия труда, общения и т.п.);
ü социальная ответственность - обязанность организации способствовать благосостоянию общества, обеспечивать его качественными и товарами и услугами, формировать экологическую среду, участвовать в решении острых социальных проблем.
Вариант четвертый.
Выделяются общие критерии классификации, которые позволяют сгруппировать цели (табл. 7).
Как общие критерии качества целей обычно используются следующие показатели:
1. конкретность (чем конкретнее сформулирована цель, тем легче оценить ее достижение);
2. напряженность и достижимость (повышают мотивацию);
. измеримость;
. сопоставимость (цели конфигураторов и иерархическая сопоставимость);
. гибкость возможной корректировки стратегии.
Критерии классификации |
Группы целей | |
Период установления |
· Стратегические · Тактические |
· Оперативные |
Содержание |
· Экономические · Организационные · Научные |
· Социальные · Технические · Политические |
Функциональная структура |
· Маркетинговые · Инновационные · Кадровые |
· Производственные · Финансовые · Административные |
Среда |
· Внутренние |
· Внешние |
Приоритетность |
· Особо приоритетные · Приоритетные |
· Прочие |
Измеримость |
· Количественные |
· Качественные |
Повторяемость |
· Постоянные (повторяющиеся) |
· Разовые |
Иерархия |
· Организации |
· Подразделений |
Стадия жизненного цикла |
· Проектирование и создание объекта · Рост объекта |
· Зрелость объекта · Завершение жизненного цикла объекта |