Цели, функции и процесс управления предприятием
Табл. 7. Классификация целей.
При стратегическим управлением организацией важно помнить о иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне считается средством достижения цели, на более низких уровнях является целью. Из этого следует, что стратегия, которая разработана для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые в свою очередь являются целями отдельных более мелких подразделений организации или ее отдельных работников.
В недавние годы преподаватели школ делового администрирования призывали менеджеров к постановке ясных целей для себя и тем более для своих подчиненных. И хотя идея управления по целям утратила часть своей привлекательности в качестве философии менеджмента, но продолжает оказывать немалое влияние на управленческую практику менеджеров и по сей день. Исследователи констатируют тот факт, что постановка цели приводит к значительному увеличению производительности: это было установлено в 90 из 100 публикаций. Ни один из известных в настоящее время способов мотивации даже приближенно не может повторить этот результат. Тем не менее, западные исследователи не смогли определить самую глубокую причину, стабильно приводящую к росту производительности труда персонала предприятия при постановке цели.
Факторы, определяющие цели организации, представлены на рис. 18.
Рис. 18. Факторы, определяющие цели организации.
Процедура разработки целей предприятия заключается в том, что, отталкиваясь от формулировки миссии и учитывая целевые установки основных субъектов целеполагания, цели формулируются с учетом базовых и стратегических критериев (рис. 19).
Рис. 19. Схема разработки целей организации
Как уже было сказано выше, после установки общих целей организации устанавливаются цели ее функциональных подсистем, чаще всего выделяемых в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту). В табл. 8 приведены примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях данные цели должны быть конкретизированы и количественно определены с помощью соответствующих показателей.
Табл. 8. Примерные формулировки целей функциональных подсистем коммерческих организаций.
Функциональная подсистема |
Ключевая цель |
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции определенного вида на конкретном рынке. |
Производство |
Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции. |
Инновации |
Завоевывать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж). |
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов. |
Персонал |
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворительности и заинтересованности в работе. |
Общий менеджмент |
Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов. |