Цели, функции и процесс управления предприятием
Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его целями являются: определение потребности населения и производства в продукции или услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.
Подсистема «Производство» включает в себя такие виды деятельности, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.
Цели этой подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающей ассортимент продукции, ее качество, объемы ее производства, затраты и т.п.
Подсистема «Инновации» связанна с исследованиями и разработками и отвечает за реализацию цели нововведений на предприятии. Ее направленностью является поиск новых видов продукции или услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введение новшеств и модернизация всех сфер деятельности организации.
Подсистема «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом организации и формирование своих целей по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшая цель этой подсистемы - высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, выполнения налоговых обязательств, кредитования и составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).
Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты и времени, и ресурсов, и талантов. В соответствии с этой задачей данная подсистема устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации, по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.д. Для этого производится анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации и выделяются требующие наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации.
Функции процесса управления
Цели и задачи управления являются отправным моментом для определения видов и объема управленческих работ, которые обеспечивают их достижение.
Речь идет о функциях, являющихся составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, формы собственности, назначения и др.) той или иной организации. В составе общих функций управления выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию.
Взаимосвязь между ними может быть выражена круговой диаграммой, показывающей содержание процесса управления (рис. 20).
Рис. 20. Функции управления.
Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно только путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, которая обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных функций.
Рассмотрим содержание каждой из функций управления.
Планирование -
первая функция управления, которая связанна с составлением планов организации и ее структурных подразделений. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, последовательность этих действий, ресурсы, время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных данной организацией целей.