Анализ процесса мотивации. Система оптимальной мотивации труда (СОМТ)
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести стадий, следующих одна за другой. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, т.к. в жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приведенная модель [10, с. 141].
Первая стадия - возникновение потребностей. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
Вторая стадия - поиск путей устранения потребностей. Человек ищет возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать.
Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.
Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии может происходить корректировка целей, т.к. процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию.
Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществленное действие. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможные пути устранения
потребности. Психологами установлена существенная закономерность: если какая-либо потребность не может быть удовлетворена в данных условиях, то она заменяется другой, удовлетворение которой возможно. Это так называемый эффект замещения.
Механизм мотивации рассмотрен и у Пугачева В.П. (см. рис. 3).
Исходным звеном, первым «полюсом» механизма, также является потребность. Реальными, соотносимыми со средой формами проявления потребности, выступают притязания и ожидания. Они являются как бы следующим звеном механизма мотивации. На базе одной и той же потребности могут сформироваться различные притязания и ожидания.
Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул. Стимул ориентирован на удовлетворение потребности. Мотив же является главным соединительным звеном, который при определенных условиях перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности.
Пугачев говорит более подробно о второй стадии процесса мотивации - «поиск путей устранения потребностей».
Между потребностью и стимулом как двумя крайними «полюсами» механизма мотивации находится целый ряд звеньев, характеризующих процесс восприятия стимула и образования неактуализированного (скрытого, не полностью осознанного) мотива. На этом этапе превращения стимула в неактуализированный мотив, стимул может быть предварительно принят, а может быть, и отторгнут субъектом.
В случае принятия предварительного стимула путь неактуализированного мотива раздваивается. Первый путь имеет место тогда, когда существует прошлый опыт действий в аналогичной ситуации, т.е. путь к действиям обеспечивается наличием установки. Она характеризует готовность человека к определенному поведению в конкретной ситуации и связывает притязания и ожидания с прошлым опытом. Установка обеспечивает стереотипное восприятие стимула с точки зрения удовлетворения потребности и тем самым сокращает путь от потребности к деятельности.
Установка может быть позитивной или негативной, в зависимости от того, как влияет прошлый опыт действий на реализацию потребности. При наличии негативной установки происходит ослабление, отторжение мотива.
В случае позитивной установки - превращение неактуализированного мотива в актуализированный, установка перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности.
Второй, более длинный путь превращения стимула в мотив имеет место тогда, когда работник сталкивается с новой ситуацией, относительно которой у него отсутствуют установки. В этом случае в механизм мотивации включается такое звено, как «рационально-оценочный процесс». Он представляет собой анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с ценностями личности, ситуацией, возможностями и издержками, которые могут появиться в процессе достижения стимула, значимость других мотивов (если они существуют). На этой стадии происходит борьба мотивов и выносится вердикт об актуализации мотива или его отторжении. Актуализированный мотив служит непосредственной причиной поведения.