Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
Переходя к рассмотрению конкретных методов исследований отдельных компонентов оперативной обстановки, необходимо сделать несколько общих замечаний.
Хотя об оперативной обстановке, в основном, и дают представление абсолютные значения того или иного показателя (количество совершенных и раскрываемых преступлений, количество предотвращаемых и т.п.), однако, зачастую, эти показатели целесообразно рассматривать в совокупности с их преобразованными относительными показателями (такими, как уровень преступности, коэффициенты криминогенной активности, плотность милиции, нагрузка на основные категории сотрудников и т.п.). Это позволяет более объективно говорить об интенсивности анализируемого показателя и использовать его для сравнительных оценок.
Наряду с этим, следует помнить, что искать тенденции преступности в масштабах района, если число регистрируемых преступлений незначительно, видимо, не следует, так как закономерности в статистике проявляются лишь при большом массиве регистрируемых преступлений. Тем более не следует искать тенденции в этих масштабах на основе статистики отдельных групп и, особенно, конкретных видов преступлений, носящих зачастую ситуативный характер.
В связи с этим следует иметь в виду, что для статистического изучения правопорядка в районе цифровых сведений о состоянии только преступности недостаточно. Здесь надо собирать и исследовать статистику о всех правонарушениях, так как только эта совокупность отражает в полной мере состояние общественного порядка и общественной безопасности (причем, многие административные правонарушения и уголовно наказуемые деяния носят пограничный характер), а, во-вторых, их значительный массив позволяет делать более обоснованные выводы о существующих тенденциях и закономерностях.
Кроме того, эффективность административной деятельности милиции зачастую имеет и прямое отношение к состоянию преступности и ее отдельных видов (уголовно наказуемое хулиганство и мелкое хулиганство, борьба с пьянством и количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и пр.).
Также следует отметить, что все показатели, характеризующие оперативную обстановку, должны обязательно изучаться в динамике и в сравнении с аналогичными показателями, являющимися средними по региону (либо сравнение с органами, функционирующими в аналогичных условиях). Оценка в данных случаях проводится путем сравнения показателя, характеризующего деятельность органа, и усредненного аналогичного показателя по региону в целом или соответствующих показателей аналогичного региона.
Исследование правонарушений проводится, главным образом, на основе изучения статистических сведений о зарегистрированных преступлениях и административных правонарушениях, сосредоточенных в органах внутренних дел, органах юстиции и судах.
Как правило, исследование правонарушений начинается с анализа динамики зарегистрированных правонарушений за отчетный период. Для осуществления этого вида анализа составляются так называемые сравнительные таблицы, которые характеризуют общее количество зарегистрированных преступлений и административных правонарушений, количество преступлений, зарегистрированных по линиям отдельных служб, а также количество правонарушений по отдельным составам (например: общее количество зарегистрированных преступлений, преступления, регистрируемые по линии УР, БЭП, др. служб, тяжкие, против личности, убийства, разбои и пр.)
Абсолютный прирост, темпы роста (прироста) по данным сравнительным таблицам рассчитываются либо цепным методом (сравнение с предшествующим периодом, взятым за 100%, а при небольшом количестве рассчитывается лишь абсолютный прирост), либо методом постоянной базы (когда сравнение осуществляется по отношению к какому-то периоду (году), взятому как база. Метод постоянной базы позволяет выявить принципиальную тенденцию в динамике за анализируемый период. Цепной же метод дает возможность уточнить динамику и представить изменения внутри рассматриваемого периода.
При помощи расчета показателей динамики определяется, какие службы, а внутри них какие группы и виды правонарушений предопределили изменение динамики всего массива правонарушений, зарегистрированных за анализируемый период.
Полученные в результате расчетов показатели динамики обязательно сравниваются с аналогичными показателями по региону в целом, а также с аналогичными показателями по органу за предшествующий период, либо за аналогичный период предшествующего года (например, показатели динамики зарегистрированных преступлений за второй квартал сравниваются с показателями динамики за первый квартал, либо с показателями динамики второго квартала предшествующего года).