Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
Однако при расчете показателей динамики необходимо учитывать, что, чем меньше исследуемый временный период, тем меньше возможность для дробного деления правонарушений на группы и виды, т. к. выводы о каких-либо тенденциях отдельных видов преступлений на основе, например, месячных данных, будут абсурдны. В данном случае можно говорить лишь о тенденциях преступности в целом или, по крайней мере, ее отдельных групп. Сравнение же динамики не только с предшествующим периодом, а с аналогичным периодом предшествующего года будет учитывать так называемые сезонные колебания состояния правопорядка, которые зачастую бывают весьма значительны.
Для того чтобы исключить при оценке состояния правопорядка влияние изменяемой численности населения региона, используется такой относительный показатель, как уровень правонарушений (либо уровень преступности), рассчитываемый как количество зарегистрированных правонарушений по отношению к количеству населения (выраженному в 10 тыс. или 100 тыс. человек).
Расчет уровня правонарушений (преступности) дает возможность сравнить состояние правонарушений, как во времени, так и в пространстве. С его помощью можно сравнивать состояние преступности в нынешнем году с состоянием преступности за любой минувший год, несмотря на то, что численность населения в регионе за эти годы как угодно сократилась или увеличилась. Применение данного показателя позволяет также сравнивать состояние преступности в исследуемом регионе с состоянием преступности в любом другом, как угодно большом или малом, а также в регионе и в России в целом. Таким образом, расчет этого показателя, отвечает на вопрос, является ли увеличение количества регистрируемых преступлений ростом собственно преступности или это следствие роста количества населения в регионе, то есть позволяет определить реально степень сложности оперативной обстановки.
В процессе анализа рассчитываются различные показатели уровня. Так, в частности, рассчитывается общий уровень преступности, уровень административных правонарушений, уровень преступности несовершеннолетних (по отношению к количеству лиц в возрасте 14-17 лет), уровень рецидивной преступности(по отношению к количеству проживающих в регионе лиц, ранее судимых), уровень дорожно-транспортных происшествий (по отношению к количеству состоящего на учете автотранспорта либо протяженности дорог) и пр.
Интересным с точки зрения анализа являются не только сравнение показателей уровней с аналогичными показателями по региону в целом или с показателями предшествующего периода, но и сопряжение различных сравнительных показателей уровня, между которыми существуют определенные корреляционные зависимости. Так, например, обнаружение существенных различий в сравнительных показателях изменения уровня преступности и уровня административных правонарушений может свидетельствовать о недостатках административной практики. Аналогичным образом проводится сопряжение и между другими взаимосвязанными сравнительными показателями (такими, например, как уровень судимого населения, уровень рецидивной преступности и пр.)
Анализ структуры правонарушений позволяет определить распространенность каждой группы правонарушений или вида правонарушений в исследуемой совокупности зарегистрированных правонарушений в регионе обслуживания. Структура исчисляется как долевое соотношение отдельных групп или видов правонарушений в общем количестве зарегистрированных правонарушений. В процессе комплексного анализа, как правило, исчисляются: доля преступности по линиям отдельных служб (УР, БЭП, др. служб) в общем количестве зарегистрированных преступлений, далее структура отдельных групп преступлений (тяжких преступлений, преступлений против личности, преступления против собственности и пр.); структура отдельных видов преступлений, а также структура административных правонарушений.
Рассчитанные показатели структуры также, как и показатели динамики, для их оценки соотносятся с аналогичными показателями предшествующего периода и со средними показателями по региону в целом. Однако, при анализе структуры необходимо учитывать, что этот показатель может эффективно работать лишь при достаточно большом исходном массиве зарегистрированных правонарушений. При небольшом массиве структуру более целесообразно оценивать с помощью абсолютных показателей.