Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
Анализ «географии» правонарушений включает в себя определение степени пораженности правонарушениями отдельных административных участков, микрорайонов (населенных пунктов), а также отдельных предприятий, учреждений, учебных заведений, объектов торговли, отдыха и пр. Для большей точности выявления «пораженных участков» необходимо анализировать распространенность, уровень и прирост не только общей преступности и административных правонарушений, но также наиболее опасных их видов или групп.
Анализ и оценка географии зарегистрированных правонарушений позволяет с учетом исследования их динамики, уровня и структуры выявлять первоочередные задачи органа, предопределить принципиальную расстановку сил и средств, а также маневрирование ими в процессе ежедневного оперативного управления.
Анализ зарегистрированных правонарушений по времени их совершения (времени суток, дням недели, месяцам), способам, объектам преступного посягательства и обстоятельствам, способствующим их совершению, позволяет с помощью совмещения показателей, характеризующих конкретные места совершения правонарушения, со временем их совершения и другими обстоятельствами еще более конкретизировать задачи органа, а также расстановку сил и средств.
Анализ личности правонарушителей проводится с целью исследования социально-демографических характеристик данного контингента лиц. В процессе этого анализа устанавливается: динамика общей численности лиц, совершивших преступления, и отдельных категорий привлеченных (мужчин, женщин, несовершеннолетних, лиц, не имеющих постоянного источника доходов, местных жителей и приезжих, ранее судимых и проч.); долевое соотношение в структуре преступников отдельных категорий и ее изменения, а также соотношение географии совершения преступлений с местами проживания лиц, их совершивших.
Результатом анализа контингента лиц, совершивших правонарушения, является определение конкретных категорий граждан, с которыми, в первую очередь, необходимо осуществлять профилактическую работу, либо среди которых необходимо проводить поисковые мероприятия, где конкретно эта работа должна проводиться, и тех обстоятельств, по поводу которых следует осуществлять те или мероприятия.
Однако, изучение и оценка состояния правопорядка на обслуживаемой территории будет неполной без анализа писем, заявлений и жалоб граждан, выступлений средств массовой информации, сообщений должностных лиц и спецаппарата по вопросам состояния правопорядка, так как зачастую эта информация раскрывает действительное состояние общественной безопасности, которое иногда не находит адекватного отражения в имеющихся статистических данных. Кроме этого, анализ данного вида информации в определенной степени позволяет судить и о таких
явлениях, как латентность, а также об эффективности деятельности и самой системы органов внутренних дел.
Исследование состояния внешней среды и выявление факторов, влияющих на состояние правопорядка.
Выявленные в результате анализа состояния правопорядка, его изменения и тенденции требуют своего объяснения. В первую очередь, ответ на возникшие вопросы надо искать в анализе статистических и фактических данных, характеризующих явления реальной жизни, т.к., во первых, они имеют прямое отношение к состоянию правопорядка, как социального явления, и, во-вторых, они оказывают влияние и на деятельность системы органов внутренних дел.
Анализ установок концептуальной среды позволяет выяснить, не явились ли изменения в состоянии правопорядка следствием изменения законодательства, выходом в свет решений, постановлений и распоряжений центральных, региональных и местных органов власти и управления, органов прокуратуры, юстиции, вышестоящих органов внутренних дел, а также других органов, наделенных по отношению к системе органов внутренних дел компетенцией надведомственности. Так, например, выход в свет Указа Президента о неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности повлек увеличение количества уголовных дел по организованной преступности.
Анализ демографических ситуаций позволяет определить, насколько выявленные тенденции в состоянии правопорядка связаны со структурой прироста численности населения (соотношение естественного и механического прироста), с миграцией населения по региону (в том числе маятниковой), с изменением возрастного состава населения (в том числе несовершеннолетних), с изменением количества проживающего спецконтингента (ранее судимых, условно осужденных и условно освобожденных) и лиц с аномальными отклонениями (наркоманы, алкоголики, психически больные, венерически больные), а также проживающих беженцев, лиц без гражданства, безработных и пр.