Иерархические ОСУ
Под отделением (дивизионом) подразумевается организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри все необходимые собственные функциональные подразделения. На такой отдельно взятый дивизион возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли. В результате этого управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Оперативный уровень управления, который концентрируется на производстве конкретного продукта или осуществлении деятельности на определенной территории, был отделен от стратегического, отвечающего за рост и развитие компании в целом. Таким образом, у высшего руководства организации остается 4 - 6 функциональных подразделений, как уже говорилось выше, отвечающих за стратегическое развитие, общую финансовую деятельность, инвестиции, научно-исследовательские разработки и пр.
Дивизиональный подход способен обеспечить более тесную связь производителей с потребителями, существенно ускоряя реакцию предприятия на изменения происходящие во внешней среде.
В связи с децентрализованной деятельностью отделений, на уровне которых в данном виде ОСУ осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли, отделения данной структуры стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
Таким образом, в дивизиональных структурах руководители отделений несут полную ответственность за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. В связи с этим важнейшее место в управлении компанией с дивизиональной структурой управления занимают руководители, возглавляющие производственные подразделения, а не руководители функциональных подразделений.
Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев (табл. 3):
Критерий |
Специализация |
Тип дивизиональной ОСУ |
Виды выпускаемой продукции или предоставляемых услуг |
Продуктовая |
Дивизионально-продуктовая |
Ориентация на конкретного потребителя |
Потребительская |
Дивизиональная, ориентированная на потребителя |
Обслуживание определенной территории |
Региональная |
Дивизионально-региональная |
Табл.3. Критерии структуризации дивизиональной организации.
Таким образом, дивизионально-продуктовая организационная система управления -
это структура, в которой каждый отдельный дивизион ориентирован на выпуск конкретного продукта или оказание какого-либо определенного вида услуг. Модель дивизионально-продуктовой системе показана на рис. 11.
Рис. 11. Дивизионально-продуктовая структура.
При этом каждое отделение по производству отдельно взятого продукта имеет свою подструктуру, включающую в себя свои бухгалтерию, свой отдел маркетинга, свой отдел, отвечающий за технологию, и свой отдел отвечающий за производство и снабжение и др. службы.