Анализ практики формирования кросс-функциональных команд
Проведенное исследование позволяет высказать ряд практических рекомендаций менеджерам среднего звена по формированию и развитию команды:
v Команду надо строить до того, как в ней возникла нужда. Дело в том, что за один вечер команду не построить. Ведь работа в команде основа на взаимном доверии и понимании, а на их создание нужны годы;
v Лучше создавать команду сначала неформально. Именно в этот период члены команды должны научиться совместной работе, общению, в том числе в напряженных ситуациях, выработке чувства локтя и оказания помощи и поддержки коллегам;
v Прежде, чем распределять роли в команде, менеджер должен найти ответы на такие вопросы, как: «Какие ключевые виды деятельности будут выполняться в рамках командной работы?», «Что хорошо делает каждый член команды?», «В каких ключевых видах деятельности каждый из членов команды должен взять на себя главную ответственность?»;
v Необходимо стремиться постоянно к тому, чтобы соединить цели роста эффективности команды с глубоким внутренним удовлетворением каждого члена команды от полученных им результатов. Отслеживать развитие каждого члена команды и обеспечивать его мотивацию в зависимости от потребностей личности и возможностей компании;
v Создать в команде атмосферу доверия. С этой целью нужно поощрять открытое общение, обеспечивать справедливое руководство, уважать мнение каждого члена команды о том, как следует двигаться к общим целям, помогать и поддерживать членов команды;
v Чтобы утвердиться в роли сильного лидера, менеджеру необходимо знать членов своей команды и понимать, что ими движет. Мотивация у каждого своя, знание устремлений каждого позволяет найти способы удовлетворения интересов и потребностей членов команды;
v Наладить необходимые бизнес-коммуникации. Члены команды должны знать, как источники деловой информации, так и регламенты и процедуры работы с информацией и документами.
Завершить дипломную работу мне хотелось бы словами Джека Уэлча, экс-главы корпорации «Дженерал Электрик». Рассказывая о менеджменте и лидерстве, он высказал мудрую мысль, имеющую отношение к деятельности менеджера-лидера команды: «Как только вы становитесь лидером, главную роль в вашей работе начинают играть другие люди. И ваша задача - ходить вокруг них со стаканом воды в одной руке и пакетом удобрений в другой. Относитесь к команде как к семенам, из которых должен вырасти цветущий сад. Суть вашей работы в том, чтобы управлять развитием этих людей, И никто не будет знать команду лучше вас самих» [22,99].
Приложения
Приложение А.
Качества, необходимые менеджеру-лидеру команды [7,30-31]
Компетентность в социальных вопросах
Понимание проблем и чувств членов команды
Умение учитывать потребности других
Умение реально оценить собственное влияние на других
Контактность
Готовность по собственной инициативе начать деловой разговор
Открытость в целях, намерениях, методах
Умение предложить совет, консультацию
Способность относиться к другим с доверием
Способность к кооперации
Способность соглашаться с мнением и идеями членов команды
Способность помогать людям в трудных ситуациях
Способность разделить успех с другими
Способность объединять людей
Способность устанавливать правила игры
Умение направить различные интересы на одну цель
Обнаружение конфликтных ситуаций, стремление к их разрешению
Умение соглашаться с другими, не отказываясь от собственных идей
Коммуникабельность
Умение слушать членов команды
Умение грамотно изложить свои предложения
Не скрывать важной информации
Не жалеть времени на общение с людьми
Самоконтроль