Анализ теорий мотивации
Представляется, что физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и частично потребности в признании - все это гигиенические факторы. Потребность в признании авторами подразделяется, т.к. есть несколько различий между социальным статусом, как формой признания, и признанием. Статус обычно зависит от положения, занимаемого человеком. Человек может достигнуть этого положения благодаря семейным связям или общественному давлению, поэтому такое положение не может быть отражением индивидуальных достижений или заработанного признания. Признание зарабатывается компетентностью и достижениями и выражается другими участниками группы. Следовательно, статус классифицируется вместе с физиологическими и социальными потребностями и потребностью в безопасности, рассматриваемыми как гигиенические факторы, тогда как признание классифицируется с потребностью в признании как мотивирующий.
Заслуга авторов содержательных теорий в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности, сделали попытку классифицировать потребности, показали их взаимосвязь. Поэтому, чтобы лучше понимать мотивацию работника, менеджеры обязательно должны быть знакомы с содержательными теориями.
Процессуальные теории мотивации
Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строиться процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. В теориях данного типа (процессуальных теориях) анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Они не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение личности это результат его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией. В самых общих чертах процесс мотивации сводится к следующему: человек, осознав задачи и возможные вознаграждения, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенные направления (цели) и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.
В данном параграфе рассмотрены основные процессуальные теории, которые достаточно подробно описывают процесс мотивации. Это теория ожидания В. Врума, теория постановки целей Э. Лока, теория справедливости (равенства) С. Адамса, теория Х и теория Y Д. Мак-Грегора, теория зрелости - незрелости К. Аргириса, модель Портера - Лоулера.
Теория ожидания В. Врума
Данная теория разработана для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором. Процесс мотивации по теории ожидания Врума складывается из взаимодействия трех блоков: усилия; исполнение; результат. При этом усилия рассматриваются как следствие мотивации, исполнение - как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат - как функция, зависящая от исполнения и степени желания получить результат.
Результат в теории ожидания рассматривается на двух уровнях. Результаты первого уровня - это собственно результаты выполнения работ, осуществления действий. Они имеют качественную и количественную оценку в виде произведенного продукта, затраченного времени и т.п. Результаты второго уровня - это те последствия для человека, которые вытекают из результатов первого уровня.
Валентность - оценочная характеристика результата; мера привлекательности, ценности, приоритетности каждого конкретного результата. Также валентностью называют силу стремления к одному благу по сравнению к другим благам. Если результат имеет ценность, то валентность положительна, если отношение к нему негативное - валентность отрицательна, если же безразличное - нулевое. Также необходимо учитывать, что ценность результата и вознаграждения за него у различных людей различна, т.к. потребности и пожелания в отношении вознаграждения индивидуальны.