Создание новой (корректирование существующей) модели мотивации и стимулирования персонала
Таблица П2 - Управление персоналом на разных стадиях жизненного цикла организации
Циклы жизненного развития |
Метод управления |
Методы мотивации |
1 |
2 |
3 |
Становление |
Единоличный. |
Личный пример и «заражение» сотрудников энтузиазмом, оптимизмом, энергией, командным духом. Активность руководителя в разрешении конфликтов и противоречий в коллективе. Индивидно-субъективная направленность работника - стабильность материального стимулирования, перспективы повышения зарплаты и социального статуса. Субъектная направленность работника - гарантия большей стабильности, организационная поддержка, ограждение от проблемного режима путем постановки конкретных задач, одобрение положительных результатов в присутствии коллектива, стимулирование полноценного и открытого общения, доверие. Личностная направленность работника - моральное и материальное стимулирование творческой активности, делегирование решения проблем, стимулирование инициативы анализа и совершенствование деятельности, поручение нового неизведанного фронта работы, проявление доверия к профессионализму, привлечение в соучастники, поддержка в донесении эффективных идей и путей их реализации в коллективе. |
Рост |
Управление малой группой единомышленников. |
Решение социальных проблем коллектива, позволяющие развивать и закреплять заинтересованность работников. |
Функционирование |
Децентрализованный (ранняя зрелость), централизованный (расцвет сил), коллегиальный (полная зрелость). Создание необходимых условий для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации. |
Индивидная направленность - внедрение системы стимулов, позволяющих работнику самому «управлять» своей зарплатой (при повышении объема и качества своей работы получать больше). Для всех работников и особенно для индивидно-субъекной направленности - стабильное материальное стимулирование и повышение зарплаты в соответствии с результатами работы и уровнем квалификации. Личностная направленность - предоставление инициативы в усовершенствовании способов решения сложных задач. Поощрение совершенствования мастерства работников (индивидуальная направленность - повышение зарплаты, субъектная направленность - повышение профессионализма, личностная направленность - возможность саморазвития и большего вклада в деятельность организации). |
Развитие |
Делегирование полномочий |
Индивидная направленность работника - введение убедительных доводов и аргументации по гарантиям повышения материальных стимулов после внедрения нововведений в организации. Субъектная направленность работников - разъяснительная работа среди персонала, направленная на поддержание стабильности деятельности организации. Личностная направленность работника - моральное и материальное стимулирование к поиску новых, перспективных, оригинальных и т.п. идей по совершенствованию своей деятельности и организации в целом, создание системы поощрений для неформальных лидеров, осознавших необходимость организационных изменений и объясняющих эту необходимость другим. |
Упадок |
Централизация управления. Основано на традициях. |
Руководство кадрами
Таблица П3 - Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководства с подчиненными |
Стили руководства | ||
Авторитарный |
Демократический |
Нейтральный | |
Приемы принятия решений |
Единолично решает вопросы |
Перед принятием решения советуется с подчиненными |
Ждет указаний от руководства |
Способ доведения решения до исполнителя |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Берет на себя или перекладывает на подчиненных |
Распределяет ответственность в соответствии с полномочиями |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостаткам собственных знаний |
Все знает - все умеет |
Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику |
Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Держит дистанцию, не общителен |
Дружески настроен, любит общение |
Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль |
Мягок, покладист |
Отношение к дисциплине |
Приверженец жесткой дисциплины |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям |
Требует формальной дисциплины |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных |
Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет только по праздникам |
Использует различные виды стимулов постоянно |
Использует различные виды стимулов (в основном поощрения) |
Атмосфера в коллективе |
Сплетни, интриги, доносы, конфликты. Структура коллектива - управляемая |
Доверие, взаимопонимание, самовыражение. Структура коллектива - самоуправляемая |
Важные вопросы коллектив решает сам. Структура коллектива - управляющая |
Мотивация подчиненных к эффективному труду |
Недовольство и запуганность сотрудников ведет к снижению мотивации |
Цели, стоящих перед коллективом, воспринимаются сотрудниками как свои собственные |
Незаслуженные и неоправданные поощрения способствуют снижению мотивации |